АИС МФЦ: осведомленность, актуальность, доступность, оперативность!

05.12.2013

Наиболее насущной на данный момент проблемой в области осведомленности граждан и бизнеса является отсутствие доступной, актуальной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Причем наиболее востребованной является информация о предоставляемых услугах.

Наиболее насущной на данный момент проблемой в области осведомленности граждан и бизнеса является отсутствие доступной, актуальной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Причем наиболее востребованной является информация о предоставляемых услугах.

4 декабря в Министерстве связи и телекоммуникаций РД прошло рабочее совещание по вопросу разработки и внедрения централизованной системы АИС МФЦ. АИС МФЦ представляет собой программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации основных административно-управленческих и технологических процессов, протекающих в рамках МФЦ, и обеспечения эффективной информационной поддержки деятельности организатора и участников МФЦ.

Основными целями АИС МФЦ являются автоматизация обращения и своевременного получения заявителем полной и актуальной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии со стандартом, в том числе в электронной форме, повышение качества и снижение административных барьеров при оказании государственных и муниципальных услуг, обеспечение открытой деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, повышение эффективности межведомственного взаимодействии и обмена информацией. Министр связи Сефер Алиев, его заместитель Марина Омарова, руководитель Республиканского МФЦ Осман Хасбулатов, представители махачкалинского многофункционального центра и начальник управления информатизации администрации Махачкалы Аскандар Магомедов обсудили возможность создания программного комплекса автоматизации деятельности МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Министр отмечает, что необходимо создать единую систему работы МФЦ, которая будет работать на территории всей республики.

Республиканский МФЦ в настоящее время является координатором работы по созданию подобной единой сети. В рамках проводимой административной реформы на территории республики открываются многофункциональные центры. К концу 2015 году планируется довести количество действующих в Дагестане МФЦ до 53. Внедрение единой АИС во всех МФЦ также поможет реализовать принцип экстерриториальности, то есть возможность получения услуги не зависимо от регистрации заявителя (места нахождения недвижимости, регистрации предпринимателя).

Отметим, что МФЦ при оказании услуг населению берет на себя достаточно большой объем работы, связанный с истребованием документов необходимых для получения услуги. Поскольку МФЦ обеспечивает взаимодействие между различными органами власти, классические системы электронного документооборота, традиционно применяемые для автоматизации внутренней деятельности не вполне подходят для автоматизации МФЦ. Эти системы ориентированы на жизненный цикл документа: от появления его первой черновой

версии — через все изменения, согласования и исполнения — до архива. А система АИС МФЦ нацелена на заявителя.

В связи с чем и стал актуальным вопрос о выборе наиболее оптимального решения. Как сообщил Осман Хасбулатов, система АИС МФЦ, которая в настоящее время обеспечивает работу 8 МФЦ Дагестана, после увеличения количества предоставляемых услуг, анализа работы старой версии системы, и с учетом новинок в вопросах электронной автоматизации процессов, была доработана и обновлена.

Несомненными плюсами новой версии, по мнению разработчиков системы, являются:

1. Процессная система, обеспечивающая заданный порядок действий исполнителей в ходе предоставления услуг через МФЦ. Рабочие места системы не требуют сложной установки и настройки, для них не нужны мощные компьютеры. В состав системы входит визуальный редактор процессов, позволяющий в наглядной форме описывать процессы оказания услуг и загружать эти описания в систему без ее перепрограммирования. Система может обеспечивать и электронное взаимодействие с органами власти в ходе оказания услуги как в части обмена информацией, так и контроля сроков и порядка оказания услуги в органе власти. Система разрабатывается на основе одного из наиболее надежных систем управления базами данных (СУБД) Fire bird.

2. Система Архива, обеспечивающая как хранение архивных документов, так и поддержку отдела сканирования, в котором производится перевод бумажных документов в форму электронных образов, создаваемая на той же платформе, что и процессная система. Архив также может хранить и персональные данные получателей услуг, при этом сама Процессная система может быть выведена из числа систем, работающих с персональными данными.

3. Система информирования граждан о порядке предоставления услуг через МФЦ и о ходе оказания услуги конкретному получателю. Система информирования создается на основе компонентов второй очереди Системы порталов государственных услуг, описанной выше, и полностью с ней совместима. Информирование возможно как через сеть Интернет, так и через электронные информационные киоски (которые можно расположить как в самом МФЦ, так и в любых других местах), создаваемая с использованием тех же подходов и технологий, что и Система порталов государственных услуг.

Система уже установлена, проходит тестирование в Каспийском МФЦ, и будет доступна для установки в центрах нашего региона уже в ближайшее время. Создаваемая версия АИС МФЦ может быть интегрирована с региональным или муниципальным узлом второй очереди Системы портала государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан.

По итогам совещания Минкомсвязи РД дано поручение подготовить предложения и презентацию новой системы для дальнейшего разграничения зон ответственности.